А подсчет убытков, причиненных нарушением водного законодательства отдельным юридическим лицам и гражданам, проводится самостоятельно указанными лицами по фактическим затратам на мероприятия, устраняющие эти убытки, или расчетным путем по другим специальным методикам, утвержденным в установленном порядке. По общему правилу, вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим [46, с.142-154].
В этих условиях наряду с мерами юридической ответственности в области охраны природы большое значение приобретают меры профилактического контроля и право прекращать экологически вредную деятельность. Имеется в виду экологическая экспертиза проектов, планов и других хозяйственно-технических решений, а также право государственных органов приостанавливать или прекращать работу предприятий, нарушающих законы об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Но и эти меры могут оказаться действенными только при условии, если они будут проводиться открыто, при широком участии и под контролем общественности.
По результатам исследования, изложенным в данной главе можно сделать следующие выводы:
. Обеспечение жителей качественной питьевой водой является приоритетной социальной и экологической задачей Республики Беларусь, решение которой направлено на достижение главной цели - улучшения и сохранения здоровья населения и в целом - безопасности нации.
. Республика Беларусь, как единственный собственник водных ресурсов не готова передать такой важный для страны природный объект, как воды, в частную собственность. В данном случае, исключительная государственная собственность на воды является наиболее оптимальной формой собственности и будет являться таковой до тех пор, пока законодательно не будут предусмотрены и закреплены все важнейшие гарантии сохранения качества и объема водных ресурсов в руках частных лиц; пока не будут включены механизмы правового регулирования отношений, возникающих в сфере собственности на воды; пока уровень правовой культуры будущих собственников вод не будет достаточно высок.
. Водоохранные зоны и полосы, а также санитарные зоны играют важную роль в охране водных ресурсов. Это своего рода буферная, защитная территория, без которой существовала бы реальная угроза прямого загрязнения и засорения водных ресурсов.
. Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.
. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительном порядке. В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично на основании постановления Совета Министров республики Беларусь.
. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства выполняет следующие необходимые функции - стимулирующую, компенсационную, превентивную, карательную.
Рациональные предложения по усовершенствованию законодательства:
1. Определение сточных вод, закрепленное в ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь, не выполняет своего функционального предназначения. Предназначение каждого термина понятийно-категориального аппарата нормативного правового акта заключается в доступном объяснении того или иного правового явления. Полагаю, что понятие сточные воды следует подкорректировать и указать, что под ними понимается вода, образующаяся в результате антропогенной деятельности, либо загрязненная естественным путем, сбрасываемая после ее использования в естественные или искусственные водные объекты, недра или на земную поверхность.
Таким образом, в Водном кодексе Республики Беларусь следует закрепить новое определение сточных вод: сточные воды - это воды, использованные на бытовые, производственные либо остальные нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их начальный химический состав и физические характеристики, а также воды, попавшие и загрязнившиеся в населенных пунктах, на объектах промышленности, транспорта в результате выпадения атмосферных осадков.
Использование водных ресурсов на предприятии ОАО Промсвязь г. Минска
Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают
гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет
исключительно важное значение для существования человека и при ...
Экологические проблемы в Республике Казахстана
На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому и
глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать
глобальность экологических проблем и не плани ...
Значимость водоохранных лесов
Леса,
помимо хозяйственного, имеют еще особое общественное значение, заключающееся в
водоохраной, защитной и лесопарковой их роли.
Водоохранное,
защитное, гигиеническое и эстетическое зн ...