Ответственность за нарушение водного законодательства

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования [19, с.287].

Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране. Основанием привлечения к имущественной ответственности является нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [30, с.163].

Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле [18, с.146].

Применительно к видам ответственности нарушения права водопользования подразделяются на преступления, административные и дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Такая классификация видов водных правонарушений тесно переплетается с предыдущими классификациями и дополняет их.

Все правонарушения в области использования и охраны вод можно разделить на два вида:

. правонарушения, связанные с нарушением права собственности на водный объект:

самовольный захват водного объекта;

самовольное водопользование;

переуступка права водопользователя;

иные сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие права собственности Республики Беларусь.

Все эти действия являются незаконными, а самовольно захваченные водные объекты возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных захватившими их лицами за время незаконного пользования [5,].

. правонарушения, связанные с нарушением в области использования и охраны вод:

реализация проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

загрязнение и (или) засорение вод либо нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, а также нарушение установленного водоохранного режима на водосборах, вызвавшем загрязнение вод, водную эрозию почв и другие негативные явления;

ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и (или) засорение вод либо их вредное воздействие;

ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, обеспечивающих учет и рациональное использование вод;

забор воды с превышением лимитов, утвержденных уполномоченными на то органами государственного управления, или нерациональное ее использование;

самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов, накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а также других работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Мониторинг среды обитания
Мониторинг- это система наблюдений, оценки и прогноза позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Прежде всего, это мониторинг антропог ...

Расчет платежей за потребление природных ресурсов в условиях предприятия по добыче огнеупорной глины открытым способом разработки
Задача: определить затраты на использование природных ресурсов и возмещение ущерба окружающей среде предприятиями по добыче полезных ископаемых открытым способом разработки. Исходные да ...

Основные технические решения
Проект разработан, исходя из принципа блочной и комплектной поставки на строительную площадку котельной оборудования серийного заводского изготовления, оборудования изготавливаемого монтажными орга ...

Разделы