нарушение порядка ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод или нарушение порядка составления государственной статистической отчетности об использовании воды (отказ от ее представления, непредставление в установленный срок или представление недостоверной информации об использовании воды);
повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод;
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод, или нарушение установленных условий отведения сточных вод;
нарушение условий, установленных в разрешении на специальное водопользование;
использование водных объектов не по целевому назначению;
нарушение режима эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и хозяйственно-питьевых водопроводов;
сокрытие или искажение информации об аварийной ситуации на водных объектах.
Водный кодекс Республики Беларусь предусматривает, что лица, виновные в совершении нарушений, связанных с самовольным захватом водных объектов, самовольным водопользованием, иных незаконных сделок, нарушающих права собственности Республики Беларусь на воды, а также в области использования и охраны вод, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством.
Административная ответственность является наиболее распространенным и широко применяемым на практике видом ответственности за нарушение правил пользования и охраны вод.
Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности, субъектами экологических правонарушений могут быть граждане (физические лица), должностные лица, а также юридические лица [32, с.267]. Наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста, а юридического - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Под административным экологическим проступком понимается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования вод, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, наступает как за правонарушения, связанные с посягательством на право государственной собственности на воды, так и за правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка использования:
Загрязнение либо засорение вод;
Нарушение правил водопользования;
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;
Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним [3,].
Согласно законодательства уголовная ответственность в области окружающей природной среды устанавливается за экологические преступления, т.е. общественно-опасные действия (бездействия), посягающие на экологический правопорядок и причиняющие вред природной среде, здоровью человека или создающие реальную угрозу такого причинения.
Основанием для привлечения к уголовной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического преступления, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности, наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.
Главной нормативной формой, регламентирующей уголовную ответственность за экологические преступления является Уголовный кодекс Республики Беларусь.
Уголовная ответственность за загрязнение либо засорение вод наступает по 272 статье. В ней установлено, что загрязнение, засорение поверхностных или подземных вод, совершенные в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, повлекшие умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере, либо умышленные загрязнение или засорение источников питьевого водоснабжения наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо заболевания людей, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения [4,].
Разработка эколого-экономической модели выбора оптимальной системы управления обращением с отходами
Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного
количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние
десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объ ...
Болезнетворные бактерии как регулятор численности человеческих популяций
На земном шаре не так уж много мест, где нет бактерий.
Бактерии были найдены в почве на глубине 5 м, в пресной и соленой воде и даже
во льдах ледников. Очень много бактерий в воздухе, в моло ...
Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на
современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к
постиндустриальной фазе развития.
На этом э ...