Экологическое и природно-ресурсное законодательство

Современная правовая база охраны окружающей среды и рационального природопользования в России формируется с начала 90-х годов XX столетия. В системе экологического права может быть выделено:

. Природоохранное законодательство и законодательство по экологической безопасности.

. Природно-ресурсное законодательство.

Первый блок образуют закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), а также другие законодательные акты, как принятые в развитие основных разделов данного закона, так и регулирующие отношения в областях, смежных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Таковыми, в частности, являются следующие законы Российской Федерации:

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994);

«Об экологической экспертизе» (1995);

«Об использовании атомной энергии» (1995);

«О радиационной безопасности населения» (1996);

«О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» (1996);

«Об энергосбережении» (1996);

«О безопасности гидротехнических сооружений» (1997);

«О безопасном обращении с пестицидами» (1997);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997);

«О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998);

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999);

«Об охране атмосферного воздуха» (1999) и др.

В блок природно-ресурсного законодательства входят следующие законы:

«О плате за землю» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);

«Водный кодекс РФ» (1995);

«О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995);

«Об особо охраняемых природных территориях» (1995);

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995);

«О животном мире» (1995);

«Об особо охраняемых природных территориях » (1995)

«О континентальном шельфе РФ» (1995, с изменениями и дополнениями от 1999 г.);

«О мелиорации земель» (1996);

«Лесной кодекс РФ» (1997);

«Об отходах производства и потребления» (1998);

«О плате за пользование водными объектами» (1998);

«О Государственном земельном кадастре» (1999);

«О недрах» (в редакции федерального закона 1999 г.) и др.

Процесс формирования правового поля охраны окружающей среды и природопользования нельзя считать завершенным, в этой области наблюдается множество правовых пустот. В настоящее время весомый блок законопроектов проходит стадию разработки и обсуждения. В его составе - проекты, призванные завершить процесс формирования комплекса природно-ресурсных законов. К таковым, в частности, относятся: «О растительном мире», «О порядке лицензирования пользования недрами», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов», «О рыболовстве и охране водных биоресурсов», «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и др. Активно дискутируются уточнения, которые необходимо внести в Земельный кодекс РФ. Основным предметом обсуждения является вопрос о допустимости реального экономического оборота (купли, продажи, залога и т.п.) сельскохозяйственных угодий, а также права на землю иностранных юридических и физических лиц.

К числу законопроектов, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, относятся: «Об экологическом страховании», «О питьевой воде», «Об экологической безопасности», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О государственной политике в области экологического образования населения» и др. Для правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования большое значение имеет не только интенсивность законотворческой деятельности, но и ее содержательная сторона. Все экологические и природно-ресурсные законы должны исходить из общих концептуальных идей, быть взаимоувязаны или, как говорят специалисты, кодифицированы. Необходимо, чтобы они служили адекватной правовой основой не только административно-контрольных, но и экономических подходов к охране окружающей среды, включая принципиальные идеи.

Согласно Конституции РФ (Ст.76) на базе федерального законодательства субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты. Так, в Санкт-Петербурге в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приняты с учетом местных условий и действуют следующие законы:

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Разработка мероприятий по защите окружающей среды при нанесении лакокрасочных материалов
Защита окружающей среды является важнейшей социально-экономической задачей. В условиях промышленно развитого общества при все возрастающем уровне развития сельского хозяйства, средств тра ...

Государственная политика России в области экологической безопасности и пути её совершенствования на примере юга России
Немецкий естествоиспытатель Э.Геккель, предложивший в 1866 году термин “экология”, и думать не мог о том, что со временем экология станет общечеловеческим, глобальным понятием, мерилом отнош ...

Объемы отходов промышленного производства
Основной задачей данного подраздела является охрана почвы от загрязнения отходами производства. Реконструкция котельной по ул. Ленина 160 связана с увеличением установленной мощности котельной. К д ...

Разделы