Современная правовая база охраны окружающей среды и рационального природопользования в России формируется с начала 90-х годов XX столетия. В системе экологического права может быть выделено:
. Природоохранное законодательство и законодательство по экологической безопасности.
. Природно-ресурсное законодательство.
Первый блок образуют закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), а также другие законодательные акты, как принятые в развитие основных разделов данного закона, так и регулирующие отношения в областях, смежных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Таковыми, в частности, являются следующие законы Российской Федерации:
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994);
«Об экологической экспертизе» (1995);
«Об использовании атомной энергии» (1995);
«О радиационной безопасности населения» (1996);
«О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» (1996);
«Об энергосбережении» (1996);
«О безопасности гидротехнических сооружений» (1997);
«О безопасном обращении с пестицидами» (1997);
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997);
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998);
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999);
«Об охране атмосферного воздуха» (1999) и др.
В блок природно-ресурсного законодательства входят следующие законы:
«О плате за землю» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);
«Водный кодекс РФ» (1995);
«О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995);
«Об особо охраняемых природных территориях» (1995);
«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995);
«О животном мире» (1995);
«Об особо охраняемых природных территориях » (1995)
«О континентальном шельфе РФ» (1995, с изменениями и дополнениями от 1999 г.);
«О мелиорации земель» (1996);
«Лесной кодекс РФ» (1997);
«Об отходах производства и потребления» (1998);
«О плате за пользование водными объектами» (1998);
«О Государственном земельном кадастре» (1999);
«О недрах» (в редакции федерального закона 1999 г.) и др.
Процесс формирования правового поля охраны окружающей среды и природопользования нельзя считать завершенным, в этой области наблюдается множество правовых пустот. В настоящее время весомый блок законопроектов проходит стадию разработки и обсуждения. В его составе - проекты, призванные завершить процесс формирования комплекса природно-ресурсных законов. К таковым, в частности, относятся: «О растительном мире», «О порядке лицензирования пользования недрами», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов», «О рыболовстве и охране водных биоресурсов», «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и др. Активно дискутируются уточнения, которые необходимо внести в Земельный кодекс РФ. Основным предметом обсуждения является вопрос о допустимости реального экономического оборота (купли, продажи, залога и т.п.) сельскохозяйственных угодий, а также права на землю иностранных юридических и физических лиц.
К числу законопроектов, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, относятся: «Об экологическом страховании», «О питьевой воде», «Об экологической безопасности», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О государственной политике в области экологического образования населения» и др. Для правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования большое значение имеет не только интенсивность законотворческой деятельности, но и ее содержательная сторона. Все экологические и природно-ресурсные законы должны исходить из общих концептуальных идей, быть взаимоувязаны или, как говорят специалисты, кодифицированы. Необходимо, чтобы они служили адекватной правовой основой не только административно-контрольных, но и экономических подходов к охране окружающей среды, включая принципиальные идеи.
Согласно Конституции РФ (Ст.76) на базе федерального законодательства субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты. Так, в Санкт-Петербурге в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приняты с учетом местных условий и действуют следующие законы:
Экологические проблемы нефтяных и газовых производств
Экологические
загрязнения нефтепродуктами - очень актуальная и важная тема, которая с каждым
днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются
тысячи тонн нефти, и п ...
Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их
запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение
минимально допустимого стока (для поверхностных во ...
Управление охраной окружающей среды города Ярославля
Развитие
производства немыслимо без использования природы и ее разнообразных ресурсов.
Ежегодно человечество отторгает от природы десятки миллиардов тонн природного
вещества - нефть, газ, у ...