Экологическое и природно-ресурсное законодательство

Современная правовая база охраны окружающей среды и рационального природопользования в России формируется с начала 90-х годов XX столетия. В системе экологического права может быть выделено:

. Природоохранное законодательство и законодательство по экологической безопасности.

. Природно-ресурсное законодательство.

Первый блок образуют закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), а также другие законодательные акты, как принятые в развитие основных разделов данного закона, так и регулирующие отношения в областях, смежных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Таковыми, в частности, являются следующие законы Российской Федерации:

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994);

«Об экологической экспертизе» (1995);

«Об использовании атомной энергии» (1995);

«О радиационной безопасности населения» (1996);

«О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» (1996);

«Об энергосбережении» (1996);

«О безопасности гидротехнических сооружений» (1997);

«О безопасном обращении с пестицидами» (1997);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997);

«О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998);

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999);

«Об охране атмосферного воздуха» (1999) и др.

В блок природно-ресурсного законодательства входят следующие законы:

«О плате за землю» (1991, с последующими изменениями и дополнениями);

«Водный кодекс РФ» (1995);

«О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995);

«Об особо охраняемых природных территориях» (1995);

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995);

«О животном мире» (1995);

«Об особо охраняемых природных территориях » (1995)

«О континентальном шельфе РФ» (1995, с изменениями и дополнениями от 1999 г.);

«О мелиорации земель» (1996);

«Лесной кодекс РФ» (1997);

«Об отходах производства и потребления» (1998);

«О плате за пользование водными объектами» (1998);

«О Государственном земельном кадастре» (1999);

«О недрах» (в редакции федерального закона 1999 г.) и др.

Процесс формирования правового поля охраны окружающей среды и природопользования нельзя считать завершенным, в этой области наблюдается множество правовых пустот. В настоящее время весомый блок законопроектов проходит стадию разработки и обсуждения. В его составе - проекты, призванные завершить процесс формирования комплекса природно-ресурсных законов. К таковым, в частности, относятся: «О растительном мире», «О порядке лицензирования пользования недрами», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов», «О рыболовстве и охране водных биоресурсов», «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и др. Активно дискутируются уточнения, которые необходимо внести в Земельный кодекс РФ. Основным предметом обсуждения является вопрос о допустимости реального экономического оборота (купли, продажи, залога и т.п.) сельскохозяйственных угодий, а также права на землю иностранных юридических и физических лиц.

К числу законопроектов, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, относятся: «Об экологическом страховании», «О питьевой воде», «Об экологической безопасности», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О государственной политике в области экологического образования населения» и др. Для правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования большое значение имеет не только интенсивность законотворческой деятельности, но и ее содержательная сторона. Все экологические и природно-ресурсные законы должны исходить из общих концептуальных идей, быть взаимоувязаны или, как говорят специалисты, кодифицированы. Необходимо, чтобы они служили адекватной правовой основой не только административно-контрольных, но и экономических подходов к охране окружающей среды, включая принципиальные идеи.

Согласно Конституции РФ (Ст.76) на базе федерального законодательства субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты. Так, в Санкт-Петербурге в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приняты с учетом местных условий и действуют следующие законы:

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Экологические проблемы нефтяных и газовых производств
Экологические загрязнения нефтепродуктами - очень актуальная и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и п ...

Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение минимально допустимого стока (для поверхностных во ...

Управление охраной окружающей среды города Ярославля
Развитие производства немыслимо без использования природы и ее разнообразных ресурсов. Ежегодно человечество отторгает от природы десятки миллиардов тонн природного вещества - нефть, газ, у ...

Разделы