экологический проблема культура движение
Несмотря на активизацию экологического движения в Читинской области, в него вовлечена небольшая часть населения, наиболее экологически грамотная и понимающая важность воспитания экологической культуры для успешного решения экологических проблем. Происходящие кризисные явления в природе и обществе демонстрируют недостаточный уровень экологической культуры большинства населения жителей Читинской области. Специальных же исследований, определяющих уровень экологической культуры населения в целом, не проводилось. Исследованием экологической культуры школьников выявлены ее невысокий уровень и потребительское отношение к природе; экологические знания часто не становятся для учащихся личностно значимыми и не являются частью нравственных убеждений.
В процессе воспитания экологической культуры человека ведущая роль принадлежит экологическому образованию, приоритетность и системообразующая роль которого подчеркивается во многих современных документах государственного и международного уровня. До середины 90-х годов ХХ в. воспитание экологической культуры населения Читинской области осуществлялось такими учреждениями дополнительного образования, как областная станция юннатов, областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, а также энтузиастами-педагогами в домах детского творчества и других образовательных учреждениях, включая и школы, в основном бессистемно.
В 1994 г. с целью активизации и придания системного характера вопросам экологического образования была создана комплексная программа непрерывного экологического воспитания и просвещения населения, вошедшая составной частью в Концепцию устойчивого развития Читинской области и изложенная в монографии «Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области» (1995 г.) Создание системы непрерывного экологического образования в области направлено на развитие экологической культуры забайкальцев, укреплению их физического и духовного здоровья, сохранению уникальной природы и культуры региона как части мирового сообщества.
Для повышения уровня экологической культуры населения в 1994 г. ЗабГПУ и ЧИПКРО создана лаборатория экологического образования, программа которой включает формирование региональной политики в области экологического образования, разработку научных механизмов создания системы непрерывного экологического образования и внедрение их на практике. Лабораторией изданы научно-методические материалы, отражающие природно-климатические, экологические, демографические, экономические, культурные особенности региона. Коллективом лаборатории разработаны региональная концепция и программа по экологическому воспитанию дошкольников, региональный стандарт по экологии для школы, программы «Региональная экология», «Экология водоема: озеро Кенон и я» и др.
Школа занимает особое место в создании системы непрерывного экологического образования, так как через нее проходит почти все население в детстве и юности. В ряде школ области экология изучается по авторским программам, проводится экологизация программ школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
С 1994 г. лабораторией экологического образования и общественными экологическими организациями проводятся областные и международные (с участием студентов и школьников США, Китая, Германии) полевые школы на оз. Арахлей. Несколько лет работают областной экологический лагерь и заочная экологическая школа при областной станции юннатов, экологические экспедиции школьников стали традиционной формой работы в средних школах (Нагорненская Нерчинского, Маккавеевская Читинского районов).
Воспитанию экологической культуры уделяется внимание в средних специальных и во всех высших учреждениях области.
Динамика растительности приморских экосистем Северо-Западного Прикаспия и ее индикационное значение
В современном мире зреет убежденность, что
правила нравственного поведения должны распространяться как на взаимоотношения
людей в социуме, так и на отношение людей к природе. Человечеств ...
Характеристика объектов и источников выбросов загрязняющих
веществ предприятия
ОАО
«ЕЭК» специализируется, как ранее отмечалось, на производстве тепла для жилого
фонда города, на выполнении других видов работ, связанных с обеспечением теплом
и также водой, уборкой улиц, оказа ...
Значимость водоохранных лесов
Леса,
помимо хозяйственного, имеют еще особое общественное значение, заключающееся в
водоохраной, защитной и лесопарковой их роли.
Водоохранное,
защитное, гигиеническое и эстетическое зн ...