Экологическая культура населения Забайкалья

экологический проблема культура движение

Несмотря на активизацию экологического движения в Читинской области, в него вовлечена небольшая часть населения, наиболее экологически грамотная и понимающая важность воспитания экологической культуры для успешного решения экологических проблем. Происходящие кризисные явления в природе и обществе демонстрируют недостаточный уровень экологической культуры большинства населения жителей Читинской области. Специальных же исследований, определяющих уровень экологической культуры населения в целом, не проводилось. Исследованием экологической культуры школьников выявлены ее невысокий уровень и потребительское отношение к природе; экологические знания часто не становятся для учащихся личностно значимыми и не являются частью нравственных убеждений.

В процессе воспитания экологической культуры человека ведущая роль принадлежит экологическому образованию, приоритетность и системообразующая роль которого подчеркивается во многих современных документах государственного и международного уровня. До середины 90-х годов ХХ в. воспитание экологической культуры населения Читинской области осуществлялось такими учреждениями дополнительного образования, как областная станция юннатов, областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, а также энтузиастами-педагогами в домах детского творчества и других образовательных учреждениях, включая и школы, в основном бессистемно.

В 1994 г. с целью активизации и придания системного характера вопросам экологического образования была создана комплексная программа непрерывного экологического воспитания и просвещения населения, вошедшая составной частью в Концепцию устойчивого развития Читинской области и изложенная в монографии «Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области» (1995 г.) Создание системы непрерывного экологического образования в области направлено на развитие экологической культуры забайкальцев, укреплению их физического и духовного здоровья, сохранению уникальной природы и культуры региона как части мирового сообщества.

Для повышения уровня экологической культуры населения в 1994 г. ЗабГПУ и ЧИПКРО создана лаборатория экологического образования, программа которой включает формирование региональной политики в области экологического образования, разработку научных механизмов создания системы непрерывного экологического образования и внедрение их на практике. Лабораторией изданы научно-методические материалы, отражающие природно-климатические, экологические, демографические, экономические, культурные особенности региона. Коллективом лаборатории разработаны региональная концепция и программа по экологическому воспитанию дошкольников, региональный стандарт по экологии для школы, программы «Региональная экология», «Экология водоема: озеро Кенон и я» и др.

Школа занимает особое место в создании системы непрерывного экологического образования, так как через нее проходит почти все население в детстве и юности. В ряде школ области экология изучается по авторским программам, проводится экологизация программ школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

С 1994 г. лабораторией экологического образования и общественными экологическими организациями проводятся областные и международные (с участием студентов и школьников США, Китая, Германии) полевые школы на оз. Арахлей. Несколько лет работают областной экологический лагерь и заочная экологическая школа при областной станции юннатов, экологические экспедиции школьников стали традиционной формой работы в средних школах (Нагорненская Нерчинского, Маккавеевская Читинского районов).

Воспитанию экологической культуры уделяется внимание в средних специальных и во всех высших учреждениях области.

Другие статьи по теме

Мониторинг водоёмов по основным показателям качества воды
Целью данной курсовой работы является ознакомление с методами мониторинга поверхностных водоёмов; источниками их загрязнения; способами нормирования качества водных ресурсов страны. В д ...

Использование древесной биомассы для получения энергии
В России находится около 50% мировых запасов древесины. Более половины ее ежегодных заготовок направляется на нужды строительства. Анализ потребления древесины показывает, что ее заготов ...

Использование водных ресурсов на предприятии ОАО Промсвязь г. Минска
Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и при ...

Разделы