Можно выделить разделы права и по другим критериям, например - эколого-экономические нормативные акты, региональные нормативные акты и т. д. Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.
Наиболее полным охватом правовых проблем в той или иной сфере отличаются кодексы законов, объединяющие и согласовывающие разрозненные законы и другие нормативные акты в единый документ (примеры кодексов, действующих в РФ, даны в Приложении 4).
Следующими по важности и полноте охвата проблем являются законы, действующие на уровне страны в целом (для РФ это Федеральные законы); затем идут законы регионального уровня (относящиеся не к стране в целом, а к отдельным ее частям, регионам).
Недостаточность и незавершенность законодательной базы восполняется указами главы государства (Приложение 4), постановлениями правительства страны, а также приказами, инструкциями, письмами и другими нормативными актами министерств и ведомств, имеющих отношение к данной сфере деятельности. Эти так называемые «подзаконные акты» конкретизируют и дополняют основные законы или кодексы. Кроме того, в ряде стран с англо-американской системой права источником правового регулирования является прецедент, или судебное решение по конкретному вопросу, а также договоры между субъектами права, в том числе между государством (в лице правительства или уполномоченного органа) и природопользователем.
В целом законотворчество в сфере взаимодействия общества и природы отличается динамичностью и незавершенностью.
В ряде стран мира, где природоохранное законодательство достаточно развито (Великобритания, США, Канада, ФРГ), законов в данной области права много и они могут быть сведены в систему нормативных актов. Например, в Канаде существует целая система федеральных и провинциальных нормативных актов по защите окружающей среды и природопользованию
Целевые программы в сфере природопользования и охраны среды в России[4].
До 2001 г. в России осуществлялась реализация более десятка федеральных экологических программ, часть из которых, имея статус федеральных, были по существу региональными. Многие из них финансировались неудовлетворительно и не решили поставленных задач. Так, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 была утверждена единая долгосрочная целевая федеральная программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010), которая включает 12 подпрограмм:
) минерально-сырьевые ресурсы;
) леса;
) водные ресурсы и водные объекты;
) водные биологические ресурсы и аквакультура;
) регулирование качества окружающей природной среды;
) отходы;
) поддержка особо охраняемых природных территорий;
) сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;
) охрана озера Байкал и Байкальской природной территории;
) возрождение Волги;
) гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования);
) прогрессивные технологии картографогеодезического обеспечения.
Эта программа определяет приоритеты планирования природопользования и охраны окружающей среды как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. На уровне муниципалитетов разрабатываются программы и планы, учитывающие специфику поселений и районов.
Программы в сфере экологии и природопользования финансируются за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий и экологических фондов.
Методы правового регулирования отношений в сфере природопользования и охраны среды имеют свою специфику, заключающуюся в сочетании императивного, диспозитивного и экономического методов регулирования отношений субъектов права. Исторически в большинстве стран мира преобладает применение императивного метода регулирования взаимоотношений в сфере природопользования и охраны среды, построенного на использовании административных предписаний. Вероятно, по мере развития в обществе понимания сущности и важности природоохранных проблем и возрастания уровня правовой грамотности населения императивные методы правового регулирования постепенно будут уступать по частоте применения диапозитивным (при которых взаимодействующие стороны равны с точки зрения закона), а также экономическим методам. К числу последних относятся методы, воздействующие на имущественные интересы юридических и физических лиц, деятельность которых влияет на состояние природных ресурсов и среды.
Воды
Реки.
Густота речной сети на территории района составляет 0,25-0,30 км/км кв. Реки
извилисты, имеют малые уклоны и скорости течения. Основным источником питания
рек являются зимние осадки. Замерзан ...
Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на
современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к
постиндустриальной фазе развития.
На этом э ...
Расчет платежей за потребление природных ресурсов в условиях предприятия по добыче огнеупорной глины открытым способом разработки
Задача:
определить затраты на использование природных ресурсов и возмещение ущерба
окружающей среде предприятиями по добыче полезных ископаемых открытым способом
разработки.
Исходные
да ...