История формирования правовых экологических норм. В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне - в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства, территорий, регионов, городов.
Самым ранним законом, относящимся к охране среды, принято считать эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России одними из первых в этой сфере были законы, направленные на охрану отдельных элементов окружающей среды от истребления на определенных территориях. Так, ряд указов Петра I касался рационального использования и восстановления лесов, а также запрещения хищнической ловли рыбы, отстрела крупных животных в окрестностях Санкт-Петербурга.
Позднее появились законы национального уровня. В Европе законы по рациональному природопользованию были приняты в XIX - начале XX в. Так, в 1863 г. был принят Закон Великобритании о щелочном производстве, в котором регулировалось загрязнение атмосферного воздуха химическими предприятиями. В 1917 г. был принят Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности. В Нидерландах первым в этой области права стал «Закон о зловредности» (Мшзапсе АсС, 1875), который и сейчас является основой природоохранной политики на региональном уровне. В России в первой четверти XX в. приоритет отдавался созданию особо охраняемых территорий (например, декрет 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»).
Как правило, впоследствии региональные и местные законы образовывали единую систему с общенациональными. Для государств - членов эффективно действующих интеграционных группировок (ЕС, НАФТА) приоритетную роль играют решения и директивы на уровне руководящих органов интеграции. По важнейшим проблемам природопользования заключаются Международные договоры, они ратифицируются государствами и становятся важными источниками права.
Нормы экологического права в Конституции. Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны - ее Конституции - закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами. Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться, что иллюстрирует табл. 2.1.
Таблица 2.1
Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран
_Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства |
Страны |
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду |
Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария |
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду |
Бразилия, Португалия, Испа-ния, Белоруссия, Россия, Турция, Украина |
Защита окружающей среды провоз-глашена государственной целью |
ФРГ, Казахстан |
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам |
Россия, Белоруссия, Украина |
В Приложении 3 приведены некоторые выписки из Конституции РФ.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.
Структура природоохранного законодательства. Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена и по предметно-отраслевому принципу: от нормативных актов наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.) к нормативным актам, регламентирующим действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это - Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.), а затем - к нормативным актам, регламентирующим различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.). Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.
Динамика растительности приморских экосистем Северо-Западного Прикаспия и ее индикационное значение
В современном мире зреет убежденность, что
правила нравственного поведения должны распространяться как на взаимоотношения
людей в социуме, так и на отношение людей к природе. Человечеств ...
Природно-географические характеристики
Енисейский
район расположен в северо-западной части Красноярского края. Удаленность от
краевого центра составляет 365 км. Административный центр - город Енисейск,
образован 1619 году. В состав райо ...
Влияние деятельности производства кормовых дрожжей из отходов древесины и сельского хозяйства (подсолнечной лузги, соломы и т. п.) методом гидролиза на окружающую среду и разработка мероприятий по улу
Кормовые
дрожжи - специальная биомасса дрожжей на основе субстратов растительного
(отходы целлюлозно-бумажного и крахмало-паточного производства) и
нерастительного сырья (нефтяные фракции), ...