Формирование норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды

История формирования правовых экологических норм. В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне - в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства, территорий, регионов, городов.

Самым ранним законом, относящимся к охране среды, принято считать эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России одними из первых в этой сфере были законы, направленные на охрану отдельных элементов окружающей среды от истребления на определенных территориях. Так, ряд указов Петра I касался рационального использования и восстановления лесов, а также запрещения хищнической ловли рыбы, отстрела крупных животных в окрестностях Санкт-Петербурга.

Позднее появились законы национального уровня. В Европе законы по рациональному природопользованию были приняты в XIX - начале XX в. Так, в 1863 г. был принят Закон Великобритании о щелочном производстве, в котором регулировалось загрязнение атмосферного воздуха химическими предприятиями. В 1917 г. был принят Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности. В Нидерландах первым в этой области права стал «Закон о зловредности» (Мшзапсе АсС, 1875), который и сейчас является основой природоохранной политики на региональном уровне. В России в первой четверти XX в. приоритет отдавался созданию особо охраняемых территорий (например, декрет 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»).

Как правило, впоследствии региональные и местные законы образовывали единую систему с общенациональными. Для государств - членов эффективно действующих интеграционных группировок (ЕС, НАФТА) приоритетную роль играют решения и директивы на уровне руководящих органов интеграции. По важнейшим проблемам природопользования заключаются Международные договоры, они ратифицируются государствами и становятся важными источниками права.

Нормы экологического права в Конституции. Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны - ее Конституции - закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами. Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться, что иллюстрирует табл. 2.1.

Таблица 2.1

Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран

_Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства

Страны

Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду

Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария

Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду

Бразилия, Португалия, Испа-ния, Белоруссия, Россия, Турция, Украина

Защита окружающей среды провоз-глашена государственной целью

ФРГ, Казахстан

Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Россия, Белоруссия, Украина

В Приложении 3 приведены некоторые выписки из Конституции РФ.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

Структура природоохранного законодательства. Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена и по предметно-отраслевому принципу: от нормативных актов наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.) к нормативным актам, регламентирующим действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это - Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.), а затем - к нормативным актам, регламентирующим различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.). Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Динамика растительности приморских экосистем Северо-Западного Прикаспия и ее индикационное значение
В современном мире зреет убежденность, что правила нравственного поведения должны распространяться как на взаимоотношения людей в социуме, так и на отношение людей к природе. Человечеств ...

Природно-географические характеристики
Енисейский район расположен в северо-западной части Красноярского края. Удаленность от краевого центра составляет 365 км. Административный центр - город Енисейск, образован 1619 году. В состав райо ...

Влияние деятельности производства кормовых дрожжей из отходов древесины и сельского хозяйства (подсолнечной лузги, соломы и т. п.) методом гидролиза на окружающую среду и разработка мероприятий по улу
Кормовые дрожжи - специальная биомасса дрожжей на основе субстратов растительного (отходы целлюлозно-бумажного и крахмало-паточного производства) и нерастительного сырья (нефтяные фракции), ...

Разделы