Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в Республике Башкортостан

Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе Республики Башкортостан. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в территориальной децентрализации промышленности и среды обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают вредные вещества; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, "съедает" ценные сельскохозяйственные земли (Государственный доклад, 2010).

Наметившаяся тенденция к увеличению составляющей автотранспортных средств в общем объеме вредных выбросов не только сохраняется, но и существенно возрастает. Так, за период 1998-2008 гг. вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха вырос в целом по республике с 49,3 до 63 %. В крупных городах республики с развитой промышленностью доля выбросов от автотранспорта соизмерима с выбросами от промышленных предприятий: в Уфе она достигает 62%, в Стерлитамаке - 49%, в Салавате - 44% (Государственный доклад, 2009).

По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2009 года на территории республики насчитывалось в собственности юридических лиц и граждан 1226 тыс. единиц автомототранспортных средств, что на 78 тыс. (6,4%) больше, чем в 2007 году (Государственный доклад, 2009).

По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2010 года в собственности юридических лиц и граждан насчитывалось более 1206 тыс. автомототранспортных средств, включая более 950 тыс. легковых автомобилей, 114 тыс. грузовых автомобилей и 21 тыс. автобусов. Мировой финансовый кризис оказал определенное негативное влияние на развитие автомобильного парка РБ - количество автотранспорта увеличилось незначительно - на 0,5%. Деятельность транспорта в 2009 году характеризовалась уменьшением объема перевозок грузов, в связи с чем объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизился на 8 % и составил 656,2 тыс. т. (Государственный доклад, 2010).

Низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемого в республике автотранспорта обусловлен следующими причинами:

· Подавляющая часть отечественных моделей АТС сертифицирована на соответствие требованиям, действовавшим в Европе до 1992 года, а весьма значительная часть автопарка вообще не проходила сертификации;

· Только незначительная часть отечественных автомобилей оснащена каталитическими нейтрализаторами;

· Низкая конструктивная надежность производимых в России автомобилей и неудовлетворительное техническое обслуживание, некачественный ремонт и. зачастую, неэффективный экологический контроль приводят к быстрому росту выбросов в процессе их эксплуатации;

· Плохие дорожные и сложные климатические условия приводят к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов (Минигазимов и др., 2004).

Поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомототранспортных средств составило: оксида углерода - 506, 2 тыс. т., или 87 % объема валового выброса СО по республике, летучих органических соединений - 89,6 тыс. т., или 46 % объема валового выброса ЛОС по республике, оксидов азота - 46, 7 тыс. т., или 53 % объема валового выброса NOx по республике, твердых веществ - 5,3 тыс. т., или 18 % объема валового выброса твердых веществ по республике, сернистого ангидрида - 8,4 тыс. т., или 13 % объема валового выброса SO2 по республике (Государственный доклад, 2010).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Воды
Реки. Густота речной сети на территории района составляет 0,25-0,30 км/км кв. Реки извилисты, имеют малые уклоны и скорости течения. Основным источником питания рек являются зимние осадки. Замерзан ...

Принципы и пути разрешения современного экологического кризиса
Актуальность данной работы велика, так как мы, живя в современном мире, напрямую сталкиваемся в повседневности с экологическим кризисом и его последствиями. Наше поколение наиболее сильно и ...

Ботанические сады России
Ботаническими садами являются организации, имеющие документированные коллекции живых растений, использующие их для научных исследований, сохранения биоразнообразия, демонстрации и образоват ...

Разделы