Анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом в России

Для России экологические проблемы автомобильного транспорта стали особенно актуальными в последнее десятилетие. В 1998 году автомобильный парк России составил уже 23,7 млн. машин. Особенно напряженной экологическая обстановка оказалась в Москве, где автомобильный парк возрос вдвое по сравнению с 1990 по 1995 гг. он ежегодно увеличивался на 143,2 тыс. единиц. Число грузовых автомобилей за этот период возросло с 79,1 до 157,0 тыс., а автобусов - с 22,0 до 32,8 тыс. (Егоров и др., 2006).

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта являются:

· низкая пропускная способность городской дорожной сети;

· невысокое качество дорожного покрытия;

· высокая концентрация автотранспортных предприятий и гаражных боксов в жилой застройке;

· загруженность центральных дорог;

· высокий процент неисправных автотранспортных единиц;

· доминирование низкосортных видов жидкого топлива;

· плохое состояние технического обслуживания автомобилей;

· низкое качество применяемого топлива;

· неразвитость системы управления транспортными потоками;

· низкий процент использования экологически чистых видов транспорта (Куров, 2000).

В России загрязнениям от воздействия автомобильного комплекса (АК) подвержены более 15 млн. га земель. Кроме того, проблемой является захоронение или утилизация как отходов производства автомобилей, так и их самих после вывода из эксплуатации (Чижиков, 2006).

На изготовление автомобилей, запасных частей к ним и производство конструкционных и эксплуатационных материалов расходуется 20 % производимых в мире черных металлов, 7 - меди, 13 - никеля, 35 - цинка, 50 - свинца, 50 % - натурального каучука и т.д. В итоге для изготовления 1 т элементов, деталей и узлов, используемых в автомобиле, перерабатывается 150 т природного вещества, т.е. из каждой 1 т последнего в автомобиле остается 0,7 %. Остальные 99,3 % тратятся впустую. Но их добыча и переработка оказывают значительные (даже больше, чем автомобиль) негативные экологические последствия. А ведь автомобилестроение, по расчетам, потребляет 10 % добытых и переработанных материалов. Значит, на его долю приходится и столько же загрязнений от стационарных промышленных источников. То есть в процессе производства автомобиля загрязнений получается в 2 раза больше, чем в процессе эксплуатации (Намаконов, 2005).

Эксплуатируемые в стране автомобили не соответствуют современным европейским ограничениям по токсичности и выбрасывают вредных веществ существенно больше чем зарубежные аналоги. Существует несколько наиболее важных причин отставания России в этой сфере:

низкая культура эксплуатации автомобилей. Количество неисправных автомобилей, находящихся в эксплуатации до сих пор весьма велико даже в Москве;

отсутствие жестких законодательных требований к экологическим качествам автомобилей. С начала 90-х годов стандарты, сохранившиеся в течение 10 лет почти без изменений, начали существенно отставать от европейских норм. В отсутствие достаточно жестких требований по токсичности выбросов, потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать;

неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в соответствии с современными экологическими требованиями;

в отличие от европейских стран, у нас в стране до сих пор затруднено внедрение нейтрализаторов (устройства, используемые для нейтрализации отработавших газов двигателя автомобиля) (Энциклопедический словарь-справочник, 1999).

Основной принцип экологической безопасности, реализуемый на уровне государственной политики, заключается в минимизации количества израсходованного автомобильного топлива. Добиться этого можно тремя способами:

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Экология и биосоциальная природа человека
Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет. В. А. Сухомлинский Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высокоразвитым ...

Восстановление человеком экологических систем и поддержание в них естественного равновесия
Проблема сохранения природного богатства в настоящее время волнует всех. Человек довольно интенсивно использует природу для собственных нужд, тем самым нарушая ее целостность. В результате ...

Нормативно- правовая база
Деятельность предприятия должна основываться на законодательной базе и согласовываться с нормативными документами Российской Федерации. Закон об охране окружающей среды, №7-ФЗ, определяет правов ...

Разделы