· разумно и сознательно сокращая пробег автомобиля;
· улучшая техническое состояние машины и экологические показатели работы двигателя;
· рационально управляя автомобилем на улицах и дорогах (Мягков, 2006).
За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. По данным ГИБДД в 2008 году парк легковых автомобилей в России превысил 30 млн. единиц, в том числе иномарок - 11,2 млн. единиц, и продолжает динамично расти. Больше всего автомобилей зарегистрировано в Москве - 3,5 млн., или 333 автомобиля на тысячу жителей. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей. Эти детали и материалы обычно просто вывозятся на свалки, хотя такие отходы содержат большое количество вредных веществ, загрязняют почву и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Основными причинами такого положения являются следующие:
отсутствие у автовладельцев заинтересованности сдавать отслужившие автомобили и изношенные автомобильные компоненты на утилизацию;
отсутствие документального подтверждения утилизации (сертификата об утилизации) для снятия автомобиля с учета;
отсутствие у промышленных предприятий заинтересованности собирать и перерабатывать отслужившие автомобили, кузова и автомобильные компоненты;
атмосферный воздух загрязнение вещество
отсутствие в России и субъектах Федерации нормативно-правовой базы, стимулирующей и организующей работу системы по сбору и переработке отслуживших автомобилей и автомобильных компонентов (система авторециклинга);
отсутствие инфраструктуры авторециклинга (Петров, 2009).
Разработка обоснования отнесения вышедшего из эксплуатации автомобиля к классу опасности для окружающей среды является очень трудоемким процессом, требующим нестандартного подхода. В настоящее время эта проблема является новой, актуальной, подлежащей незамедлительному решению в связи с тем, что в марте в России стартовала программа, предусматривающая стимулирование покупки новых авто взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. В таблице 3 представлены компоненты вышедшего из эксплуатации автомобиля (Мишанина и др., 2010).
Таблица 3
Компоненты вышедшего из эксплуатации автомобиля как отхода (по данным Мишаниной и др., 2010)
Компоненты |
Масса, кг |
Доля, % |
Утилизируемые: |
732,8 |
80,00 |
Лом черных металлов несортированный |
469 |
51,2 |
Лом и отходы, содержащие цветные металлы |
52 |
5,7 |
Отходы полимерных материалов (автомобильный пластик) |
84 |
9,0 |
Покрышки с металлическим кордом отработанные |
26,4 |
2,9 |
Камеры пневматические отработанные |
6,4 |
0,7 |
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства |
28,4 |
3,1 |
Масла моторные отработанные |
2,5 |
0,3 |
Масла трансмиссионные отработанные |
2,4 |
0,3 |
Отходы этиленгликоля (тормозная жидкость отработанная) |
0,5 |
0,1 |
Остатки этиленгликоля, потерявшего потребительские свойства |
7,6 |
0,8 |
Стеклянный бой незагрязненный |
31 |
3,4 |
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом |
22 |
2,4 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (масляные фильтры) |
0,6 |
0,1 |
Неутилизируемые: |
183,2 |
20,00 |
Отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки |
44 |
4,80 |
Обрезки и обрывки тканей из полиакрилового волокна |
11,5 |
1,26 |
Отходы изолированных проводов и кабелей |
5,8 |
0,63 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (воздушные фильтры) |
0,3 |
0,03 |
Тормозные колодки отработанные |
1,6 |
0,18 |
Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (прочие отходы из смешанных материалов неутилизируемые) |
120 |
13,10 |
Итого |
916 |
100 |
Значимость водоохранных лесов
Леса,
помимо хозяйственного, имеют еще особое общественное значение, заключающееся в
водоохраной, защитной и лесопарковой их роли.
Водоохранное,
защитное, гигиеническое и эстетическое зн ...
Механическая очистка сточных вод
Сохранение гидросферы при непрерывном увеличении
водопотребления и загрязнения водоемов промышленными и бытовыми отходами
является одной из основных экологических проблем современности. Уже ...
Распределение природных ресурсов между разделенными этносами
Наряду
с расами человечество существует в этносах, имеющих свой этноним, т.е.
собственное имя, относительно стабильные особенности культуры и психики.
Этническая общность более явственно пр ...