В последние годы проблема загрязнения воздуха автотранспортом в городах большинства стран мира принимает угрожающий характер (Владимиров, 2007).
Одним из элементов автотранспортного комплекса (АТК) является непрерывно растущий автомобильный парк: в настоящее время в мире эксплуатируется более 800 млн. автомобилей, в Европе - свыше 100 млн., в России - 33,4 млн. Из них 83-85 % составляют легковые автомобили и 15-17 % - грузовые и автобусы. Ежегодное производство легковых автомобилей в мире за последние 50 лет увеличилось в 5,5 раза и, например, в 2002 г. составило 60 млн. ед., в том числе в странах ЕС - 16,9 млн. При этом рост объемов выпуска АТС продолжается. В результате они ежегодно потребляют 2,1 млрд. т топлива и выбрасывают в атмосферу ~700 млн. т вредных веществ, т.е.1,3 т/год на один среднестатистический автомобиль. Поэтому и доля автомобильного транспорта в общем загрязнении атмосферы в развитых странах достигала в среднем 45-50 %, России - 40, городах - 50-60, мегаполисах - до 85-90 %. А если взять загрязнения, вносимые всеми видами транспорта, то они у нас распределяются следующим образом: автомобильный - 85,0 %, морской и речной - 5,3, воздушный - 3,7, железнодорожный - 3,5, сельскохозяйственный - 2,5 %. Вторым элементом АТК является производственно-техническая база (ПТБ), включающая в себя: грузовые терминалы; автовокзалы; автозаправочные станции; автостоянки; гаражно-строительные кооперативы; автомойки; автотранспортные предприятия; станции технического обслуживания автомобилей и другие технические объекты, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки пассажиров, заправки, хранения, мойки, технического обслуживании и ремонта АТС. Третий элемент АТК - автомобильные дороги, представляющие собой один из важнейших объектов транспортно-коммуникационной инфраструктуры (Ясенков, 2007).
Россия присоединилась к Женевскому соглашению и обязана выполнять Европейские нормативы по выбросу вредных веществ автотранспортом, которые периодически ужесточаются (Стокгольмская конвенция, 2002). Истощение природных энергоресурсов, связанное с постоянным ростом мирового автомобильного парка, делает актуальной проблему создания экологически безопасных энергетических установок автотранспортных средств (Быков и др., 2008).
В Европе в рамках Женевского соглашения в 1970 г. приняты правила 15 и 40 Европейской экономической комиссии ООН, в которых нормировались выбросы оксида углерода и углеводородов с отработавшими газами (ОГ) автомобилей массой до 3,5 т соответственно (Стокгольмская конвенция, 2002).
Автомобильный транспорт эксплуатируется в различных климатических условиях, оказывающих большое влияние на его экологические показатели. Исследования, проведенные в США и европейских странах, показали, что выброс оксида углерода и углеводородов при эксплуатации автомобилей с искровым зажиганием при минусовых температурах увеличивается в 6-10 раз (Звонов и др., 2001). Поэтому в США и Канаде введено нормирование выбросов оксида углерода при отрицательной температуре предварительно охлажденного до - 7 0С автомобиля. Автомобили, не удовлетворяющие этим нормам, облагаются дополнительным налогом (Быков и др., 2008). В странах ЕС постоянно ужесточаются требования к содержанию в автомобильных бензинах серы, бензола, вводятся нормы на содержание олефиновых и ароматических углеводородов, обязательно применение моющих присадок (табл.1) (Карпов, 2006).
Таблица 1
Требования к бензинам в странах ЕС (по данным Карпова, 2006)
Показатели |
Евро-2 |
Евро-3 (2000 г) |
Евро-4 (2005 г) |
Евро-5 (2009 г) |
Содержание максимальное: Бензола, об. % Серы, мг/кг Ароматики, об. % Олефинов, об. % Кислорода, % по массе |
5 500 |
1 150 42 18 2,3 |
1 50 35 14 2,7 |
1 10 35 14 2,7 |
Фракционный состав, перегоняется %, не менее До 100 0С До 150 0С |
46 75 |
46 75 |
46 75 | |
Давление насыщенных паров, кПа, не более наличие моющих присадок |
60 обязательно |
60 обязательно |
60 обязательно |
Отношения организмов в агросистемах
Сельское хозяйство существенно трансформирует природные комплексы. В
результате сформировались разнообразные антропогенные сельскохозяйственные
образования (пашни, садовые насаждения, луга, ...
Ландшафтно-экологическая оценка Или-Балхашского региона
Территория Казахстана расположена в глубине Евразийского континента и
относится к числу аридных, засушливых областей северного полушария. Влага сюда
поступает в основном со стороны Атлантиче ...
Зоопланктон водоемов месторождений песка Гомельского района Гомельской области и его индикационное значение
Термин «планктон» впервые был введен в науку немецким ученым
В. Гензеном в 1887 г.
Зоопланктон- совокупность дрейфующих и парящих в воде
животных- невозможно четко отделить от другого кру ...