Из 1390 млн.т условного топлива, произведенного в самом Китае в 2002 г., 71% приходится на уголь. Китай потребляет 1370 млн.т угля, что составляет 27,7% мирового потребления.
Одна из главных проблем, связанных с использованием угля в качестве топлива, состоит в огромном ущербе, наносимом окружающей среде и здоровью населения. По оценкам китайских и зарубежных исследователей, экономические потери от загрязнения атмосферы, составляют от 3 до 7% ВВП. Продукты, образующиеся при сгорании угля, - главный источник загрязнения атмосферы в Китае. Китай потребляет 8-9% мировой энергии, но на его долю приходится 13,5% мировых выбросов углекислого газа и 15,1% - двуокиси серы.
Общие выбросы в атмосферу двуокиси серы, достигают почти 20 млн.т, что ставит Китай по этому показателю на первое место в мире и значительно превосходит способности среды к самоочищению. Загрязнение атмосферы двуокисью серы служит важнейшей причиной кислотных дождей. Эти дожди поражают треть территории страны. В 2000 г. тепловые электростанции, работающие на угле, выбросили в атмосферу 2,9 млн.т окислов азота. Китай подвергается также нарастающему давлению мирового общественного мнения в связи с поступлением в атмосферу больших количеств углекислого газа (второе место в мире после США), что, как полагают, ведет к возникновению парникового эффекта.
Именно эти обстоятельства не в последнюю очередь побуждают разработчиков энергетической стратегии Китая добиваться снижения доли угля в топливно-энергетическом балансе страны. Согласно расчетам Мирового банка, если Китай не сумеет в предстоящие 20 лет сократить загрязнение атмосферы, то ему придется затратить на лечение болезней, вызываемых продуктами сгорания угля, 390 млрд.долл., что составит 13% ВВП. Даже если будет реализован минимальный сценарий, выбросы продуктов сгорания угля в атмосферу будут далеко превосходить ее способность к самоочищению.
При наличии значительных геологических запасов угля разведаны они недостаточно. На 2000 г. еще не используемые, пригодные для строительства новых шахт экономически обоснованные запасы угля составляли всего 20,3 млрд.т. Этого далеко не достаточно для развития угледобычи в ближайшей перспективе. Подавляющая часть не используемых экономически обоснованных запасов угля сосредоточена в засушливых, безводных, отдаленных районах Центрального и Западного Китая, что создает значительные трудности для освоения, транспортировки и потребления. Предельная годовая добыча угля в Китае, с учетом наличных водных ресурсов и ущерба, наносимого природной среде, не может превысить 2,8 млрд.т.
При сокращении доли угля в топливно-энергетическом балансе абсолютные объемы потребления угля к 2020 г. существенно возрастут: до 2,9 млрд.т по максимальному сценарию и до 2,1 млрд.т по сценарию минимальному. Максимальный сценарий собственными ресурсами, без увеличения импорта, не обеспечен. Производственные мощности ныне действующих и строящихся шахт (с учетом выбывающих) составят к 2020 г. 710 млн.т. Даже если прибавить к ним 350 млн.т мощностей малых угольных разработок, в 2000-2020 гг. понадобится ежегодно дополнительно наращивать производственные мощности не менее чем на 50 млн.т. Но и в этом случае не исключен импорт угля для обеспечения потребностей юго-восточного приморья.
Согласно прогнозам, потребление нефти к 2020 г. увеличится в 2-2,6 раза по сравнению с 2000 г., но добыча ее ввиду ограниченности ресурсов существенно не возрастет. Она составит к этому сроку примерно 180-200 млн.т, а затем начнет плавно сокращаться. Потребление же нефти достигнет, как минимум, 450 млн.т (по максимальному сценарию - до 610 млн.т), что увеличит зависимость Китая от импорта нефти до 55% (по максимальному прогнозу - до 76,9%). Это примерно соответствует нынешнему уровню внешней зависимости США (58%). При сохранении определенного экспорта сырой нефти общая потребность в ней составит в 2005 г. 252 млн.т, в 2010 г. - 302 млн.т. Предполагается, что импорт нефти соответственно будет равен 90 и 135 млн.т. Однако уже в 2003 г. импорт нефти и нефтепродуктов превысил 100 млн.т, увеличившись по сравнению с предыдущим годом сразу более чем на 30 млн.т.
Рост импортируемой нефти будет сопровождаться созданием 15 крупных баз нефтепереработки (мощностью по 10 млн.т сырой нефти каждая), главным образом, на юго-восточном побережье и вдоль Янцзы, одновременно с закрытием мелких предприятий (мощностью до 1 млн.т), строительством глубоководных портов в Фуцзяни и Чжэцзяне (район Нинбо), сооружением трубопроводов для транспортировки нефти в Шанхай и Нанкин, а в случае необходимости и магистральных нефтепроводов для поставок нефти во внутренние районы на дальние расстояния. Укрупнение нефтеперерабатывающих предприятий (средняя их мощность в Китае сегодня составляет 2 млн.т, в мире - 5,5 млн.т) имеет целью улучшить технико-экономические показатели нефтепереработки, в частности увеличить выход легких фракций (до 75% к 2010 г., сегодня в Китае - 66,7%, в Азиатском регионе в целом - 80%) и повысить возможности переработки сернистой нефти (примерно до 35% к 2010 г.).
Экологические проблемы Забайкалья
Экология (от греч. оikos - обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме
человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом
определении экология - компл ...
Экологические проблемы нефтяных и газовых производств
Экологические
загрязнения нефтепродуктами - очень актуальная и важная тема, которая с каждым
днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются
тысячи тонн нефти, и п ...
Использование древесной биомассы для получения энергии
В
России находится около 50% мировых запасов древесины. Более половины ее
ежегодных заготовок направляется на нужды строительства.
Анализ
потребления древесины показывает, что ее заготов ...