Экологические права и обязанности граждан

Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

В силу ст.44 Закона "Об охране окружающей среды" общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется, в частности, общественными организациями и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами природоохранного законодательства, а также выполнения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Порядок организации общественного контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», Законом «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», Законом «Об охране и использовании животного мира», Кодекса о Земле, Водного Кодекса, иными нормативными актами и уставами общественных организаций.

Экологические права общественных объединений.

В соответствии со ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды", общественные экологические объединения, иные общественные объединения Республики Беларусь, осуществляющие экологические функции, имеют право:

разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы населения в области охраны окружающей среды, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

за счет своих средств и добровольного трудового участия членов организаций выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, оказывать содействие государственным органам по охране природы в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, вносить предложения, требовать в судебном порядке отмены решений по размещению, строительству, эксплуатации экологически опасных объектов, ограничению, приостановлению, прекращению, перепрофилированию их деятельности;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, здоровью, имуществу граждан и общественных объединений, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

Согласно ст. 13 Закона "Об особо охраняемых природных территориях и объектах", общественные объединения в соответствии со своими уставами или положениями имеют право:

принимать участие в осуществлении мероприятий по созданию (объявлению), использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Потребности в природопользовании
Процесс удовлетворения личных и общественных потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах природных ресурсов и объектов природы, т.е. вещественной и невещественной составляющих ...

Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. На этом э ...

Физико-химический метод очистки сточных вод
Современная очистка сточных вод подразумевает полное или максимально возможное удаление загрязнений, примесей и вредных веществ. Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, ...

Разделы