В соответствии с федеративным устройством России важные функции в области экологического управления и контроля за рациональным природопользованием выполняют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в субъектах Федерации действуют органы исполнительной власти, выполняющие данные функции во взаимосвязи с решением задач социально-экономического развития региона. Анализ системы управления природопользованием и экологической безопасностью на региональном уровне важен, так как именно на этом уровне осуществляется взаимодействие с предприятиями, пользующимися природными ресурсами и оказывающими воздействие на окружающую среду, а также с населением.
Рассмотрим структуру региональных органов управления природопользованием и экологической безопасностью на примере Санкт-Петербурга как самостоятельного субъекта РФ (см. рис. 2). Однако с учетом реализации Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в данную схему могут быть внесены определенные изменения.
Положения (функции, полномочия и т.п.) региональных подразделений федеральных специально уполномоченных органов утверждаются соответствующим федеральным специально уполномоченным органом в соответствии с законодательством и федеральным Положением о его деятельности. Так, среди комплексно-координирующих органов важное место должны занимать региональные подразделения МПР России (департаменты и комитеты), осуществляющие экологический контроль и контроль в области рационального природопользования. Что касается экологического контроля, то он включает:
· контроль за деятельностью предприятий приоритетного списка - основных загрязнителей среды;
· контроль за соблюдением законодательства при размещении отходов и образованием несанкционированных свалок;
· нормирование и контроль соблюдения предприятиями экологически безопасных допустимых уровней выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
•согласование планов природоохранных мероприятий и экологических паспортов предприятий. Структура, порядок формирования, полномочия, организация работы комитетов, управлений и
отделов в составе Администрации определяются приказом главы Администрации субъекта Федерации. В Санкт-Петербурге основными задачами специализированного Управления по охране окружающей среды являются:
· координация природоохранной деятельности разнообразных хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчиненности;
· организация комплексных природоохранных работ, разработка и участие в реализации природоохранных программ;
· выдача разрешений на право пользования природными ресурсами, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку и складирование вредных отходов;
· обеспечение полноты и общедоступности информации об экологической обстановке.
Управление природопользованием и экологической безопасностью включает и местный уровень (города, административного района и т.п.), значение которого объективно повышается в условиях усиления демократических подходов к управлению. Вместе с тем в России в силу переходного характера социально-экономического развития, незавершенности политико-правовых реформ и реформирования административно-территориального устройства страны роль и значение органов местного самоуправления в области экологического регулирования окончательно не определены. Принимая во внимание опыт стран с развитыми демократическими традициями, а также учитывая специфику России и первые результаты рыночных и политических реформ, за местными органами самоуправления возможно закрепление следующих основных функций:
Ботанические сады России
Ботаническими
садами являются организации, имеющие документированные коллекции живых
растений, использующие их для научных исследований, сохранения биоразнообразия,
демонстрации и образоват ...
Расчет и анализ величин приземных концентраций загрязняющих
веществ
Расчет
величин приземных концентраций загрязняющих веществ произведен по программе
«Эколог», версия 2-20.
Расчетная
температура окружающего воздуха принята равной средней температуре наиболее
х ...
Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на
современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к
постиндустриальной фазе развития.
На этом э ...