Органы экологического управления в субъекте Российской Федерации

В соответствии с федеративным устройством России важные функции в области экологического управления и контроля за рациональным природопользованием выполняют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в субъектах Федерации действуют органы исполнительной власти, выполняющие данные функции во взаимосвязи с решением задач социально-экономического развития региона. Анализ системы управления природопользованием и экологической безопасностью на региональном уровне важен, так как именно на этом уровне осуществляется взаимодействие с предприятиями, пользующимися природными ресурсами и оказывающими воздействие на окружающую среду, а также с населением.

Рассмотрим структуру региональных органов управления природопользованием и экологической безопасностью на примере Санкт-Петербурга как самостоятельного субъекта РФ (см. рис. 2). Однако с учетом реализации Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в данную схему могут быть внесены определенные изменения.

Положения (функции, полномочия и т.п.) региональных подразделений федеральных специально уполномоченных органов утверждаются соответствующим федеральным специально уполномоченным органом в соответствии с законодательством и федеральным Положением о его деятельности. Так, среди комплексно-координирующих органов важное место должны занимать региональные подразделения МПР России (департаменты и комитеты), осуществляющие экологический контроль и контроль в области рационального природопользования. Что касается экологического контроля, то он включает:

· контроль за деятельностью предприятий приоритетного списка - основных загрязнителей среды;

· контроль за соблюдением законодательства при размещении отходов и образованием несанкционированных свалок;

· нормирование и контроль соблюдения предприятиями экологически безопасных допустимых уровней выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов;

•согласование планов природоохранных мероприятий и экологических паспортов предприятий. Структура, порядок формирования, полномочия, организация работы комитетов, управлений и

отделов в составе Администрации определяются приказом главы Администрации субъекта Федерации. В Санкт-Петербурге основными задачами специализированного Управления по охране окружающей среды являются:

· координация природоохранной деятельности разнообразных хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной подчиненности;

· организация комплексных природоохранных работ, разработка и участие в реализации природоохранных программ;

· выдача разрешений на право пользования природными ресурсами, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку и складирование вредных отходов;

· обеспечение полноты и общедоступности информации об экологической обстановке.

Управление природопользованием и экологической безопасностью включает и местный уровень (города, административного района и т.п.), значение которого объективно повышается в условиях усиления демократических подходов к управлению. Вместе с тем в России в силу переходного характера социально-экономического развития, незавершенности политико-правовых реформ и реформирования административно-территориального устройства страны роль и значение органов местного самоуправления в области экологического регулирования окончательно не определены. Принимая во внимание опыт стран с развитыми демократическими традициями, а также учитывая специфику России и первые результаты рыночных и политических реформ, за местными органами самоуправления возможно закрепление следующих основных функций:

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Ботанические сады России
Ботаническими садами являются организации, имеющие документированные коллекции живых растений, использующие их для научных исследований, сохранения биоразнообразия, демонстрации и образоват ...

Расчет и анализ величин приземных концентраций загрязняющих веществ
Расчет величин приземных концентраций загрязняющих веществ произведен по программе «Эколог», версия 2-20. Расчетная температура окружающего воздуха принята равной средней температуре наиболее х ...

Экология природопользования
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. На этом э ...

Разделы