Лицензия, договор и лимиты на природопользование

Действующим законодательством различно решается вопрос о том, куда поступают платежи за загрязнение окружающей среды. В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

Водный кодекс РФ устанавливает некоторые специфические требования относительно платы за загрязнение водных объектов сточными водами. Согласно ст. 125, плата за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, и сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов поступает не во внебюджетные государственные экологические фонды, а в федеральный бюджет (10%), в бюджеты субъектов РФ (30%) и в местные бюджеты (60%).

При этом плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Плата, поступающая в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, должна использоваться не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и федерального целевого бюджетного экологического фонда определяется Правительством РФ (ст. 125 ВК РФ).

На практике платежи за загрязнение окружающей среды по ряду причин не служат экономическим стимулом для природопользователей - загрязнителей. Одной из таких причин является то, что не соблюдается установленный Законом «Об охране окружающей природной среды» принцип взимания платы за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия на природу. Для Госкомэкологии все еще лишь перспективным остается направление, связанное с расширением системы платежей за счет включения в нее платы за шумовое и электромагнитное загрязнение, размещение радиоактивных отходов, выбросы парниковых газов и озонразрушающих веществ и др.

Госкомэкологии России подвергается критике за то, что львиная доля платежей за загрязнение собирается по нижним, базовым ставкам. По признанию Председателя Госкомэкологии, существующая трехступенчатая схема, когда базовые ставки применяются только на нижней ступени (по объему загрязнения), при переводе на вторую ступень увеличиваются пятикратно, а на третью - в 25 раз, практически мало используется: почти все события происходят на первой ступени. Высота ступеней устанавливается территориальными органами для каждого предприятия. Они должны действовать обоснованно и объективно, но на деле все обстоит иначе, и сложившуюся обстановку можно охарактеризовать как благодушный всепрощающий либерализм, который, несомненно, вошел в противоречие с природоохранными интересами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Другие статьи по теме

Анализ устройства системы очистки воды с расчетом параметров отстойника непрерывного действия производительностью 75 тч
Отстаивание является наиболее простым и часто применяемым в практике способом выделения из сточных вод грубодисперсных примесей, которые под действием гравитационной силы оседают на дно отст ...

Влияние на окружающую среду гальвано-покрасочного производства ОАО Тульский оружейный завод
В выпускной квалификационной работе рассматривается влияние на окружающую среду гальвано-покрасочного цеха №20 ОАО "Тульского оружейного завода". В настоящее время возникла необ ...

Экология бобров в Карелии. Расселение бобров на естественных и искусственных водоёмах
Бобр, как объект изучения, весьма интересен и в тоже время своеобразен. Полуводный образ жизни, активная средообразующая деятельность, способность жить на самых разных водоемах, от придорож ...

Разделы