Для того чтобы управлять любым процессом необходимы совокупность методов, способов, наличие законов, всё это вместе составляет хозяйственный механизм управления природопользования.
Хозяйственный механизм управления природопользованием состоит из следующих составляющих:
Законодательная база: «Об ООС», «О земле», «О недрах», Постановления….
Организационно-экономическая структуры управления.
Экономический механизм:
а) планирование и финансирование мероприятий по ООС;
б) плата за пользование ПР;
в) плата за загрязнения;
г) плата за охрану и воспроизводство;
д) экономическое стимулирование ООС;
е) экологическое страхование;
ж) экологические фонды.
Нормативно-правовая база в области ООС основывается на законах «Об ООС» и «Экологическом кодексе». Закон «Об ООС» был принят 15.07.1997 году. Закон включает 19 глав и 89 статей, в нем приводятся права и обязанности граждан, объединений и организаций в области ООС. Даётся компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, экологические требования хозяйственной и иной деятельности, лицензирование при использовании ПР, мониторинг ОС, экологическая экспертиза и.т.д. Экологический кодекс вышедший в 2007 году изменяет закон «Об ООС» с учётом развития общества, НТП и состояния ОС.
Экономический механизм предполагает планирование мероприятий по ООС в различных государственных программах и их финансирование, которая может быть как за счёт средств государства, так и за счёт средств физических и юридических лиц и иностранных инвесторов, экологических фондов и средств экологического страхования.
С развитием рыночных отношений за пользованием ПР была установлена плата. Она взимается с природопользователей в виде общих государственных налогов, местных налогов и сборов.
За загрязнение ОС, которая может быть в виде твёрдых отходов, газообразных выбросов… платят государству в установленном размере платежи. Крупные промышленные предприятия разрешения на загрязнения и их лимит получают в министерстве ООС. Размер оплаты за каждую условную тонну выбрасываемого газа, за тонну размещения твёрдых отходов, а также 1м3 сбрасываемой жидкости устанавливается областными маслихатами на каждый календарный год. Если загрязнения превышают установленные лимиты, то плата в повышенных размерах т.е этот размер может быть пятикратным или десятикратным.
Плата за охрану и воспроизводство ПР взимается с производителей в порядке компенсации возмещении бюджетных средств на осуществление указанной деятельности.
Стимулирование - это такой метод воздействия, который повышает интерес у производителей заниматься природоохранной деятельностью: льготное кредитование, льготное налогообложение, установление ценовых надбавок на экологически чистую продукцию, проведение ускоренной амортизации.
Использование древесной биомассы для получения энергии
В
России находится около 50% мировых запасов древесины. Более половины ее
ежегодных заготовок направляется на нужды строительства.
Анализ
потребления древесины показывает, что ее заготов ...
Содержание загрязняющих элементов в тканях бентосных организмов в зоне смешения речных и морских вод (на примере реки Северной Двины)
Термин «бентосный» применяют ко всем организмам, которые проводят
основную часть жизни на морском дне, у берега или ниже отметки уровня полной
воды. Многие из них проходят личиночную стадию ...
Определение степени и оценка загрязнения рек
В
настоящее время проблема загрязнения водных объектов является наиболее
актуальной, т.к. всем известно выражение - «вода - это жизнь». Без воды человек
не может прожить более трех суток, н ...