Экономические методы ООС

Для того чтобы управлять любым процессом необходимы совокупность методов, способов, наличие законов, всё это вместе составляет хозяйственный механизм управления природопользования.

Хозяйственный механизм управления природопользованием состоит из следующих составляющих:

Законодательная база: «Об ООС», «О земле», «О недрах», Постановления….

Организационно-экономическая структуры управления.

Экономический механизм:

а) планирование и финансирование мероприятий по ООС;

б) плата за пользование ПР;

в) плата за загрязнения;

г) плата за охрану и воспроизводство;

д) экономическое стимулирование ООС;

е) экологическое страхование;

ж) экологические фонды.

Нормативно-правовая база в области ООС основывается на законах «Об ООС» и «Экологическом кодексе». Закон «Об ООС» был принят 15.07.1997 году. Закон включает 19 глав и 89 статей, в нем приводятся права и обязанности граждан, объединений и организаций в области ООС. Даётся компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, экологические требования хозяйственной и иной деятельности, лицензирование при использовании ПР, мониторинг ОС, экологическая экспертиза и.т.д. Экологический кодекс вышедший в 2007 году изменяет закон «Об ООС» с учётом развития общества, НТП и состояния ОС.

Экономический механизм предполагает планирование мероприятий по ООС в различных государственных программах и их финансирование, которая может быть как за счёт средств государства, так и за счёт средств физических и юридических лиц и иностранных инвесторов, экологических фондов и средств экологического страхования.

С развитием рыночных отношений за пользованием ПР была установлена плата. Она взимается с природопользователей в виде общих государственных налогов, местных налогов и сборов.

За загрязнение ОС, которая может быть в виде твёрдых отходов, газообразных выбросов… платят государству в установленном размере платежи. Крупные промышленные предприятия разрешения на загрязнения и их лимит получают в министерстве ООС. Размер оплаты за каждую условную тонну выбрасываемого газа, за тонну размещения твёрдых отходов, а также 1м3 сбрасываемой жидкости устанавливается областными маслихатами на каждый календарный год. Если загрязнения превышают установленные лимиты, то плата в повышенных размерах т.е этот размер может быть пятикратным или десятикратным.

Плата за охрану и воспроизводство ПР взимается с производителей в порядке компенсации возмещении бюджетных средств на осуществление указанной деятельности.

Стимулирование - это такой метод воздействия, который повышает интерес у производителей заниматься природоохранной деятельностью: льготное кредитование, льготное налогообложение, установление ценовых надбавок на экологически чистую продукцию, проведение ускоренной амортизации.

Другие статьи по теме

Использование древесной биомассы для получения энергии
В России находится около 50% мировых запасов древесины. Более половины ее ежегодных заготовок направляется на нужды строительства. Анализ потребления древесины показывает, что ее заготов ...

Содержание загрязняющих элементов в тканях бентосных организмов в зоне смешения речных и морских вод (на примере реки Северной Двины)
Термин «бентосный» применяют ко всем организмам, которые проводят основную часть жизни на морском дне, у берега или ниже отметки уровня полной воды. Многие из них проходят личиночную стадию ...

Определение степени и оценка загрязнения рек
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов является наиболее актуальной, т.к. всем известно выражение - «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, н ...

Разделы