Направления совершенствования системы государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации

Следует также заметить, что проделанная работа отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную тему экологической политики и экологической безопасности России и данные рекомендации, как представляется, способствовали бы более глубокому и всестороннему изучению поставленной проблемы.

В настоящее время в сфере международной охраны окружающей среды действует более 900 нормативно-правовых актов. В число основных международно-правовых документов, составляющих основу правового регулирования обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, входят:

· Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.);

· Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.);

· Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий (Женева, 22 июня 1993 г.);

· Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве (Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.) и др.

Реализация норм международных конвенций (договоров) требует не популистских решений, а планомерной последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

В целях совершенствования правовой основы обеспечения экологической безопасности следует разработать и принять федеральный закон «Об экологической безопасности», где необходимо установить критерии экологической безопасности, определив ее составляющие, закрепить методы обеспечения экологической безопасности. Необходимо также принять законы «Об экологическом контроле», «Об экологическом страховании», «Об обращении с радиоактивными отходами», «Об улучшении экологии промышленных городов», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об охране почв», «Об экологической безопасности автомобильного транспорта», «О статусе зон экологического бедствия и реализации хозяйственной и иной деятельности на их территории».Следует провести анализ и внести изменения и дополнения в действующие федеральные законы, и прежде всего в области лицензирования отдельных видов деятельности, приватизации государственного имущества, налогообложения в части требований по обеспечению экологической безопасности.

Необходимо внести изменения и дополнения в налоговое законодательство в части представления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших технологически безопасных технологий, нетрадиционных видов энергии, исследовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также в случаях технического перевооружения, модернизации действующих производств на экологически безопасные.

Назрела необходимость внести изменения и дополнения в бюджетное законодательство в части установления повышенных нормативов отчислений от регулирующих доходов субъектам Российской Федерации и промышленным городам для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения, а также для предотвращения деградации окружающей среды.

Значительную роль в регулировании вопросов обеспечения экологической безопасности должны сыграть органы исполнительной власти, которые обязаны:

• разработать государственную стратегию обеспечения экологической безопасности, включая правовое обеспечение и реальные планы действий по сохранению качества объектов природной среды, адаптированную к программам экономического развития;

• обеспечить приоритетную реализацию этой стратегии в кризисных регионах;

• способствовать внедрению экологически безопасных технологий, в том числе экологического оружия, ядовитых веществ, по хранению радиоактивных отходов;

• разработать и внедрить систему управления экологическими рисками, оперативную систему прогноза и управления природными и техногенными рисками;

• совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ внести изменения и дополнения в Соглашения о разграничении полномочий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе по осуществлению экологического контроля;

• обеспечить создание эффективной системы контроля за соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности установленных нормативов выбросов (сбросов) химических и иных веществ и микроорганизмов;

• принять меры по усилению экологического контроля при ввозе в Российскую Федерацию экологически опасных материалов и веществ с целью предотвращения поставки некачественных и устаревших технологий, оборудования, не апробированных и запрещенных к реализации за рубежом товаров и услуг;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Санитарно-экологическая оценка животноводческих предприятий
В XX веке экологические проблемы приобрели глобальный характер в связи с необходимостью предотвращения деградации природы, истощения ресурсов и достижения устойчивого развития на планете. В ...

Животный мир
Большая часть животных района - представители тайги: бурый медведь, лось, соболь, рысь, заяц-беляк, росомаха, бурундук, колонок, белка-летяга, обыкновенная белка, глухарь, рябчик, кедровка и др. Ра ...

Антропогенная трансформация ландшафтов при промышленной добыче углеводородного сырья
Только за последние три пятилетки добыча нефти на промыслах Тюменской области возросла с 1 до 312 млн. тонн. В сферу антропогенной трансформации вовлечено более 1 млн. кв. км ранее весьма с ...

Разделы