Рис.1. Модель интегрированной системы управления отходами
Модель интегрированной системы управления отходами выполняет три функции управления: регулятивную, технологическую и информационную. Предлагаемая модель интегрированной системы управления отходами на уровне субъекта Российской Федерации, приведённая на рис.1., включает в себя шесть блоков, взаимоувязанная реализация которых создает основу для проведения целенаправленной политики управления отходами. Такими блоками являются: блок программных мероприятий, нормативно-правовой блок, информационный блок, административный блок, экономический блок, блок НДТ (наилучшие доступные технологии). Итогом «взаимоувязки» всех сформированных блоков модели интегрированной системы управления отходами на уровне региона должно стать создание региональной программы «Отходы», что видно из рисунка 1.
Функционирование предлагаемой модели заключается в реализации государственной политики в сфере управления отходами на конкретном предприятии.
На наш взгляд, с целью исключения дублирования функций госконтроля, необходимо упразднить Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), создать при Правительстве РФ единый, специально уполномоченный орган в области обеспечения экологической безопасности РФ и передать ему полномочия Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора в области экологической экспертизы, экологического контроля и надзора.
Рис.2. Предложение по созданию системы государственного экологического контроля Российской Федерации
Предлагаемая система государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды основана на взаимодействии всех ветвей власти: федеральной, субъекта РФ органов местного самоуправления. К сфере взаимодействие отнесены следующие вопросы:
. Государственный контроль:
· в области охраны окружающей среды (экологический контроль), в том числе за охраной атмосферного воздуха и за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления;
· за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
· за использованием и охраной земель;
· за использованием и охраной водных объектов;
· за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, за воспроизводством лесов;
· за использованием и охраной объектов животного мира и среды их обитания.
. Государственная экологическая экспертиза и нормирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды (лицензирование, установление нормативов, разрешительная деятельность), которые являются составными и неотъемлемыми частями государственного контроля и системы экологической безопасности.
В целях сохранения единства предлагаемой системы управления, в соответствии с изменениями, внесенными федеральными законами от 22.08.2004 № 122-ФЗ и от 29.12.2004 № 199-ФЗ, необходимо сохранить вертикали власти в части надзора за деятельностью нижерасположенных органов власти и подотчетности вышерасположенным органам.
Основные функции Федеральной службы экологической безопасности:
· выработка единой государственной экологической политики в области экологической безопасности;
· разработка федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
· установление единого порядка и методологии лицензирования, нормирования, экспертизы и контроля в РФ;
· разработка единых методик и методическое обеспечение других органов власти;
· государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня (в соответствии со ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе»);
· государственный экологический контроль объектов федерального уровня;
· надзор за деятельностью органов власти субъектов РФ.
Основные функции субъекта Российской Федерации:
· государственный экологический контроль объектов, за исключением федеральных объектов контроля;
· государственный контроль в сфере природопользования: по охране недр, водных объектов, лесов, животного мира;
· лицензирование и нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды;
· государственная экологическая экспертиза объектов уровня субъекта РФ (в соответствии со ст.12 ФЗ «Об экологической экспертизе»);
· надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
Основные функции органов местного самоуправления:
· государственный контроль за использованием и охраной земель;
· государственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления;
· экспертиза (на уровне согласования) размещения и строительства объектов местного значения.
Болезнетворные бактерии как регулятор численности человеческих популяций
На земном шаре не так уж много мест, где нет бактерий.
Бактерии были найдены в почве на глубине 5 м, в пресной и соленой воде и даже
во льдах ледников. Очень много бактерий в воздухе, в моло ...
Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур
С
давних времен человек ведет борьбу с вредителями сельского хозяйства и
переносчиками различных заболеваний. В середине этого века, когда в широких
масштабах начали применять химические ве ...
Органы контроля и регулирования природопользованием
Гармоничное сотрудничество человека с природой, его разумная
общественная деятельность, которая регулирует и контролирует обмен веществ
между природой и обществом, стало в современную эпоху ...