На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.
К конституционно-правовым гарантиям права на экологическую безопасность и благоприятную окружающую природную среду относятся:
· закрепление понятия "экологическая безопасность" как сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
· закрепление конституционного права на благоприятную окружающую среду конституционных механизмов защиты прав человека и гражданина, права на предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды;
· деятельность специально уполномоченных органов как гарантов экологической безопасности человека по таким направлениям, как экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, сельского хозяйства;
· определение перечня наиболее экологически опасных объектов, организация их безаварийного функционирования и охраны;
· установление пределов и конкретизация случаев ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности;
· оценка хозяйственной емкости локальных и региональных систем; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.
Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.
В науке прочно утвердился термин «глобальная экологическая безопасность». На наш взгляд, целесообразно считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права.
Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях. Подобная заинтересованность, обусловлена перспективами вхождения России в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам технической и экологической безопасности.
Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Однако, как справедливо подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безопасности до сих пор не существует». В правоведении и юридической практике за истекшее десятилетие предлагались и реализовывались более 50 различных концепций. Между тем ни одна из них не была посвящена сугубо экологической отрасли, тем более ее безопасности.
Агроэкологический мониторинг почв сельскохозяйственных угодий на реперных участках
Сохранение и восстановление сельскохозяйственных угодий, изменение
и вывод из эксплуатации которых происходят вследствие интенсификации сельского
хозяйства и промышленной деятельности - одна ...
Использование водных ресурсов на предприятии ОАО Промсвязь г. Минска
Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают
гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет
исключительно важное значение для существования человека и при ...
Экологические проблемы Аральского моря и пути их решения
Истощение вод следует понимать как недопустимое сокращение их
запасов в пределах определенной территории (для подземных вод) или уменьшение
минимально допустимого стока (для поверхностных во ...