Общая оценка дизеля как источника загрязнения воздушной среды
Дизель, вырабатывая механическую энергию за счет окисления топлива воздухом, в процессе работы осуществляет непрерывный тепломассообмен с окружающей атмосферой. Он забирает воздух и потребляет топливо, затем выбрасывает отработавшие газы, состоящие из части воздуха и продуктов окисления топлива. Таким образом, воздух, поступающий в цилиндр дизеля, совершает определенный термодинамический цикл, претерпевая при этом химические изменения, в результате чего превращается в отработавшие газы − сложную газовую смесь с множеством компонентов. Четыре компонента N2, О2, СО2 и Н2О составляют свыше 99 .99,9 % объема газа, остальные 0,1 .1,0% объема отработавших газов составляют примеси, которые не представляют интереса с технической точки зрения, но являются вредными для окружающей среды, живой природы и человека.
При выпуске в атмосферу отработавшие газы обычно рассеиваются и вступают в контакт с человеком уже в сильно разбавленном состоянии. Концентрация ряда вредных компонентов и температура газов в основном снижаются до безопасного уровня, но бывают зоны, где это вещество концентрируется в количествах, оказывающих вредное действие на живой организм и природу (данные представлены в таблице 1). Это обстоятельство заставляет искать пути снижения вредных веществ. К наиболее опасным веществам можно отнести СО, NОХ, SО2, альдегиды (А), углеводороды (УВ), бенз(а)пирен.
При анализе состава отработавших газов целесообразно использовать два основных понятия: токсичность и дымность. Токсичные компоненты − это вредные вещества, входящие в состав отработавших газов. Дымность − это свойство газа, обусловленное наличием в его составе твердых и жидких аэрозольных частиц. Подавляющую часть их массы (свыше 95. 98%) составляет сажа. Сама по себе сажа безвредна, но она может адсорбировать на своей поверхности токсичные вещества типа бенз(а)пирен и другие. Кроме того, сажа имеет неприятный запах и является нежелательным компонентом отработавших газов дизеля.
атмосфера загрязнение судно газ
Таблица 1 - Приблизительный состав отработавших газов двигателей внутреннего сгорания и воздействие их на окружающую атмосферу
Компонент |
Содержание в неразбавленных отработавших газах, г/ мСвойства загрязненного воздуха | |
СО2 (наряду с недостатком О2) |
40 . 240 |
Удушающее действие |
SО2 |
0,1 . . 0,5 |
Токсичность |
СО |
0,25 . 2,5 |
Токсичность |
Акролен |
0,001 . . . 0,04 |
Токсичность |
NОХ (по NО2) |
0,5 . 8 |
Токсичность |
УВ (по С) |
0,25 . 2,0 |
Токсичность |
Бенз(а)пирен |
0,2 . 0,5 |
Канцерогенное действие |
А, SО2, NОХ, УВ и др. |
- |
Раздражение слизистых носа, горла, глаз |
А, органические соединения, S, УВ и др. |
- |
Неприятный запах |
Сажа |
0,05 . 0,5 |
Ухудшение видимости |
Н2О |
15 . 100 |
Влажность, туманообразовапие |
NOx, УВ |
- |
Смогообразование |
Определение степени и оценка загрязнения рек
В
настоящее время проблема загрязнения водных объектов является наиболее
актуальной, т.к. всем известно выражение - «вода - это жизнь». Без воды человек
не может прожить более трех суток, н ...
Исторический портрет Г.Ф. Гаузе
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека,
территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой
государственной власти, местом для размещ ...
Ограниченность водных ресурсов Казахстана
Состояние
водных ресурсов Казахстана оценивается общей недостаточностью, продолжающимся
их загрязнением и истощением. Экологические кризисы по характеру протекания
можно разделить на две гр ...