Полимагистральные геотехнические системы углеводородного ряда

Современные интенсивные темпы освоения нефтяных месторождений приводит к поиску наиболее эффективных форм их обустройства. Как показал опыт, наибольший эффект достигается при создании коридора коммуникации - полимагистральных геотехнических систем (ГТС). В их состав входят несколько ниток магистральных нефтепроводов, автодороги с бетонным покрытием, линии электропередач, водоводы. Ширина отдельных "коридоров" достигает 150-200 м. Создание коридоров коммуникаций позволяет территориально ограничить ПТК с нарушенной структурой, антропогенные ландшафты, различного типа негативные последствия. Вместе с тем неизмеримо возрастает концентрация линейных сооружений различного типа, полиструктурность и гетерохронность развития антропогенных ландшафтов. Различные виды антропогенной трансформации активно взаимодействуют и выступают в качестве интегрального ландшаф-тообразующего процесса. Полосчатая структура полимагистральных ГТС способствует активному вдольтрассовому переносу нефти, сточных вод (включая высокоминерализованные), выносу больших масс минерального грунта и органики плоскостным смывом в поперечно-ориентированные долины и заторфованные долинообразныс понижения.

Полимагистральные ГТС, в несколько раз увеличивают зону косвенного воздействия. Наиболее существенным фактором при этом является антропогенное переобводнение территории. Связано оно как с затруднением внутризалежного и поверхностного стока насыпями автодорог, притраншейными валами, так и концентрацией воды вдоль насыпей дорог, в придорожных выемках, в траншеях под трубопроводы. Скопление водных масс, формирование антропогенных озер приводит к форсированию очагов низинного заболачивания, перестройке гидроморфных и полугидроморфных комплексов в полосе от 20 до 200-600 м (Федоровское месторождение нефти). В итоге существенно изменяется поглощательная способность поверхности, радиационный баланс, испарение, аккумуляция тепла грунтами.

Строительство дорог и трасс перетаскивания буровых ведется, как правило, зимой. Широко используется предварительно промороженное основание. Дорожное покрытие затем служит надежным теплоизолятором. В результате под дорогам и в летний период продолжает сохраняться мерзлота. В северной тайге Западной Сибири под дорогами регистрируются новообразования мерзлых грунтов. Все это усугубляет плотинный эффект.

Ландшафтно-трансформирующая роль плотинного эффекта в, полимагистральных геотехнических системах зависит от величины задержанного стока, уклонов поверхности, конфигурации водосборной площади выше линии подпора, иифильтрационными свойствами каждого из видов линейных сооружений и общим коэффициентом инфильтрации. Возрастание насыщенности полимагистральных ГТС, линейными сооружениями, разобщение ими грунтового и поверхностного стока увеличивает плотинный эффект. При строительстве грунтовых автодорог нередко используют покровные суглинки, глинистые мелкозернистые пески, являющиеся слабоводопроницаемыми породами. Эти дороги часто приводят к подпору грунтовых вод, повышению их уровня, что вызывает затопление траншей прилегающих трубопроводов.

Образование в них застойных озер, а в зимнее время - подземных наледей, создающих аварии при эксплуатации трубопроводов.

Полимагистральные и ряд монотранспортных (дорожные, трубопроводные) ГТС, имеют в плане полосчато-фестончатую структуру в пределах ложбин стока, заторфованных долинообразных понижений и долин I-II порядка. В большинстве случаев отмечается три зоны трансформации: прямого влияния (20-30 м) с коренной перестройкой болотных ПТК с интенсивным обводнением, формированием торфяных пустошей и топяных болот; ограниченного воздействия (через изменения гидрологического режима и минерализации) с выпадением древесного яруса, уплощением и разрушением гряд, сильным обводнением мочажин и скрытого влияния за счет изменения химизма болотных вод. Аналогичные сведения приводит О. В.Полкошникова по материалам исследований в Нижневартовском Приобье.

Сроки восстановления естественных ландшафтов в зонах современных полимагистральных ГТС особенно велики, что определяется как массивностью и комплексностью факторов трансформации, так и глубиной воздействия. Существенным фактором является долговечность сооружения, частые повторные воздействия, продолжающееся "достраивание" ГТС.

Заключение

В заключение обратим внимание на большое разнообразие конкретных форм проявления природно-антропогенной совместимости, принципы которой весьма своевременно разработал Ф. Н. Мильков. Приведенные материалы подтверждают положение, что антропогенные ландшафты являются формой проявления отношений в системе "общество - природа" и подчиняются в своем развитии природным законам. Изучение антропогенной трансформации элементов, компонентов и систем природы имеет множество аспектов. Ландшафтный подход нацелен на познание закономерностей обособления и функционирования полного комплекса видов трансформации, выражением которого является антропогенный ландшафтный комплекс. Отмеченный подход может быть реализован в нескольких технологических схемах изучения:

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Экологическая обстановка в Брянске
Вот уже шестнадцатый год, с того самого момента, как в соседней Украине рванул Чернобыль, Брянская область числится одним из самых экологически неблагополучных регионов: чернобыльское облак ...

Экологические проблемы в Республике Казахстана
На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому и глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать глобальность экологических проблем и не плани ...

Использование древесной биомассы для получения энергии
В России находится около 50% мировых запасов древесины. Более половины ее ежегодных заготовок направляется на нужды строительства. Анализ потребления древесины показывает, что ее заготов ...

Разделы