Сбор материала следует проводить после остановки роста листьев (в средней полосе, начиная с июля). Каждая выборка должна включать в себя 100 листьев (по 10 листьев с 10 растений). Листья с одного растения лучше хранить отдельно, для того, чтобы в дальнейшем можно было проанализировать полученные результаты индивидуально для каждой особи. Для этого мы рекомендуем собранные с одного дерева листья связывать за черешки. Все листья, собранные для одной выборки, сложить в полиэтиленовый пакет, туда же вложить этикетку. В этикетке указать номер выборки, место сбора (делая максимально подробную привязку к местности), дату сбора.
При выборе растений важно учитывать четкость определения принадлежности растения к исследуемому виду, условия произрастания особи и возрастное состояние растения.
Поскольку многие растений подвержены гибридизации, которая может повлиять на уровень стабильности развития растений, то мы рекомендуем выбирать растения с четко выраженными видовыми признаками.
По условия произрастания листья должны быть собраны с растений, находящихся в одинаковых экологических условиях (уровень освещенности, увлажнения и т.д.). Рекомендуется выбирать растения, растущие на открытых участках (полянах, опушках), поскольку многие виды светолюбивы и условия затенения являются для них стрессовыми и могут существенно снизить стабильность развития.
Для исследования возрастного состояния растения рекомендуется выбирать растения, достигшие генеративного возрастного состояния. Для исследований сбора листьев с растения предлагается использовать лист, как орган обладающий билатеральной симметрией. По положению в кроне необходимо собирать листья из одной и той же части кроны с разных сторон растения. У березы повислой собираются листья из нижней части кроны дерева с максимального количества доступных веток относительно равномерно вокруг дерева. Тип побега также не должен изменяться в серии сравниваемых выборок. У березы повислой используются листья с укороченных побегов. Размер листьев должен быть сходным, средним для данного растения. Поврежденные листья могут быть использованы для анализа, если не затронуты участки, с которых будут сниматься измерения. Рекомендуется собирать с растения несколько больше листьев, чем требуется, на тот случай, если часть листьев из-за повреждений не сможет быть использована для анализа [Княжева, 2005, с.78].
Никакой специальной обработки и подготовки материала не требуется. Материал может быть обработан сразу после сбора, или позднее. Для непродолжительного хранения собранный материал можно хранить в полиэтиленовом пакете на нижней полке холодильника. Для длительного хранения можно зафиксировать материал в 60% растворе этилового спирта или гербаризировать.
Для оценки стабильности развития растений можно использовать любые признаки по различным морфологическим структурам, для которых возможно оценить нормальное значение и соответственно учесть степень отклонения от него.
Предпочтительным в силу простоты и однозначности интерпретации является учет асимметрии исследуемых структур, которые в норме являются симметричными. Некоторые ограничения при этом накладываются лишь необходимостью того, чтобы рассматриваемые признаки были полностью сформированы к моменту исследования (за исключением случаев решения специальных задач, связанных с оценкой стабильности развития на разных стадиях развития).
Болезнетворные бактерии как регулятор численности человеческих популяций
На земном шаре не так уж много мест, где нет бактерий.
Бактерии были найдены в почве на глубине 5 м, в пресной и соленой воде и даже
во льдах ледников. Очень много бактерий в воздухе, в моло ...
Характеристика источников выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу от проектируемого производства
К
источникам загрязнения атмосферы на проектируемом производстве относятся:
котельная
(дымовая труба, вентиляционная аспирационная установка АТУ 1);
склад
угля;
бульдозер.
В
атмосфе ...
Экологический мониторинг ООО Уралхимтранс
Интенсивное
воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия
этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа
проблемы взаимодействи ...