экология наука келлер природоохранный
(16 августа (28 августа) 1874, Санкт-Петербург - 29 октября 1945, Москва)
Российский и советский биолог, геоботаник, почвовед, специалист в области экологии растений, один из основателей динамической экологии растений. Академик АН СССР (1931) и ВАСХНИЛ (1935).
Биография
Отец Б. А. Келлера был ассистентом кафедры анатомии Петербургской медицинской академии. Детские годы Келлера прошли в городах Вольске и Баронске, где его отец служил врачом. Уже с детских лет у него проявился интерес к естествознанию. Он страстно увлекается коллекционированием, собирая растения, а также раковины, минералы, всевозможных насекомых и прочее.1892 году Келлер закончил Саратовскую 1-ю мужскую гимназию с золотой медалью и поступает на медицинский факультет Московского университета, где под влиянием профессора ботаники И. Н. Горожанкина окончательно определился его путь начинающего учёного. В 1894 году он перешёл со 2 курса медицинского факультета на 1 курс естественного отделения физико-математического факультета, где продолжал заниматься под руководством того же И. Н. Горожанкина. В 1895 году за участие в студенческих беспорядках Б. А. Келлер был исключён из университета и выслан из Москвы в Саратовскую губернию без права въезда в университетские города.
Сначала он поселился в маленьком городке Аткарске, а затем устроился в отдалённой деревне домашним учителем к помещику. Но уже в следующем году в городе Петровске его снова арестовали по подозрению в принадлежности к Московскому рабочему союзу, доставили в Москву и поместили в Таганскую тюрьму. Через месяц его освободили из тюрьмы, но из Москвы выслали. В этот период Келлер служил корректором, а затем продавцом в книжном магазине.
В 1898 году Келлеру удалось перебраться в Казань и поступить в Казанский университет на 1 курс физико-математического факультета. На кафедре ботаники преподавал в это время А. Я. Гордягин, который обратил внимание на молодого студента и привлёк его к работе Казанского общества естествоиспытателей. По поручению этого общества Б. А. Келлер участвовал в геоботанических исследованиях Саратовской губернии и опубликовал две ботанико-географические работы. Как писал позже учёный - «Это было началом моей самостоятельной научной деятельности».
После окончания Казанского университета в 1902 году Б. А. Келлер был оставлен ассистентом при кафедре ботаники, но, не ограничивая свою деятельность университетом, он начал преподавать в женских гимназиях, принимал участие в создании средней школы повышенного типа.
В 1907 году вышла из печати его большая работа, совместная с Н. А. Димо, «В области полупустынь. Почвенные и ботанические исследования на юге Царицынского уезда Саратовской губернии», где ботаническая часть написана Келлером, а почвенная Н. А. Димо.
В этой работе Келлер применил оригинальный метод описания растительных ассоциаций - метод пробных площадок, который был затем всеми признан как наиболее удобный и точный метод исследования. Составляя списки растений на пробных площадках, Келлер разлагал их на ряд экологических групп: многолетники и однолетники среди высших растений, мхи, лишайники и водоросли среди низших растений.
В следующей работе «По долинам и горам Алтая» (1914 год) флористические списки ещё более дифференцированы - в них выделены древесные и кустарниковые породы, злаки, осоковые и прочие цветковые, папоротникообразные, мхи, лишайники и водоросли. Описывая пробные участки, Келлер в то же время давал и общую картину участка, что особенно важно было фиксировать на месте, для того чтобы в дальнейшем можно было представить не только растительность данной местности, но и её ландшафт.
В. В. Алёхин, один из видных российских ботаников, о работе Келлера «В области полупустынь» писал: «Ценность описания Келлера, не только в том, что она даёт детальный и всесторонний анализ растительности, но в значительной мере усиливается и тем, что растительность здесь всецело увязывается с общими условиями существования - рельеф, почва и пр.».
Изучая растительные ассоциации в связи с условиями среды, Келлер выдвинул метод экологических рядов и метод морфолого-экологического изучения растений. Первый метод - экологических рядов - основан на постепенной смене условий существования, благодаря чему также постепенно изменяется растительность. Второй способ изучает близкие формы растений в различных местообитаниях их - «систематика в поле», так называл Б. А. Келлер этот метод исследования.
Животный мир
Большая
часть животных района - представители тайги: бурый медведь, лось, соболь, рысь,
заяц-беляк, росомаха, бурундук, колонок, белка-летяга, обыкновенная белка,
глухарь, рябчик, кедровка и др. Ра ...
Использование водных ресурсов на предприятии ОАО Промсвязь г. Минска
Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают
гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет
исключительно важное значение для существования человека и при ...
Эколого-экономические приоритеты устойчивого развития (на материалах региона Кавказских Минеральных Вод)
Актуальность темы исследования. Природные ресурсы и
природные условия являются основой материального производства и
жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уров ...